05.04.2017

Мы оттолкнемся от прибоя - Люкманов

"Весна 2015 года была богата событиями, они крутились одно за другим, словно в детском калейдоскопе", - на страницах "Украинского интереса" военно-политический эксперт, полковник запаса Рафаэль Люкманов вспоминает события еще сравнительно недавних лет, которые без преувеличения уже стали целой исторической эпохой в процессе становления украинской армии. Далее, авторский текст, как говорится, без ремарок.
...И то, что в начале марта мы с товарищами очутились в Николаеве, сильно нас не удивило. Ребятам с флота нужна была помощь, и мы не могли не откликнуться. Нужно сказать, что флот вообще организация специфическая, и все у них не так как на земле. Быстро преодолев организационную часть, мы перешли к самой работе, что было вполне нам понятно, и теперь пришел их черед удивляться. Там мы и познакомились. Немногословный офицер до тонкостей разбирался в сложных вопросах организации боевой подготовки, чувствовалась хватка практика, у которого отнюдь не один-два года командирского опыта. День летел за днем, погода тоже не была стабильной, буквально за две-три недели от солнечной весны вернулись к снежной зиме и снова встретили весну, словом скучать не приходилось! Дело спорилось, все решалось в конструктивном духе – одним словом время пронеслось незаметно, не в том смысле, что ничего значимого не произошло, а в том, что вновь приходиться прощаться с воинским коллективом, а это всегда грустное событие. Перед отъездом разговорились с этим офицером и дружим до сих пор. Как всегда мир оказался тесен, и его однокашники служили в свое время под моим началом. Тут же выяснился и секрет его всесторонней подготовки. Потомственный офицер, он лейтенантом попал служить в десантно-штурмовую бригаду, где в полной мере распробовал вкус командирского хлеба. Сколько лет прошло, а до сих пор из головы не идут строки устава: «обучать и воспитывать подчиненных, а при выполнении боевых задач грамотно командовать…». Сколько пота и нервов стоит за этими сухими строчками. Молодому лейтенанту нужно и подход найти к каждому солдату, и из сержантов сделать боеспособный костяк, и про семью постараться не забыть… И все это крутится словно в каком-то гигантском маховике и кажется вот-вот предел… Но нет, начинается следующий день, вновь все согласно распорядку дня и расписанию занятий, и помимо этого возникает множество вопросов, требующих немедленной реакции – и происходит рождение офицера, командира. Зарекомендовав себя в этом сложном мире и накопив столь важный командный опыт, мой товарищ собирался и дальше служить в родной части, где устоявшиеся традиции, офицерский коллектив как семья, все знакомо и понятно. Но судьба приготовила неожиданный поворот. Как говорил мой взводный: «армия полна неожиданностей, но сильна приказом – поэтому в ней служить интересно!» Вот такая неожиданность и произошла – его назначили командовать в отдельный батальон морской пехоты! Впрочем, неожиданностью это назвать нельзя – грамотный офицер, волевой командир, опытный наставник. Все закономерно! Вот так он попал в этот загадочный мир флота. Жизнь шла своим чередом и «зеленых человечков» он застал уже в Севастополе, в штабе Военно-морских сил. Те, кто вышел из Крыма, прекрасно знают цену решительности и ожиданию. Они уже никогда не повторят ошибку бездействия и беспрекословной веры в громкие заявления. Они уже имеют свой счет. Именно за таких и говорят: «за одного битого – двух небитых дают».
Поэтому, когда в августе 2015 года под Мариуполем сложилась угрожающая обстановка нужно было принимать неординарные решения, смелые и дерзкие по своему замыслу и исполнению. Российские войска, имея плацдармом Широкино, сосредотачивали ударную группировку для удара на Сартану, отсечения Мариуполя с северной стороны и дальнейшим его блокированием, развитием удара на Бердянск. Артиллерийским ударам подвергались все населенные пункты вблизи Мариуполя, да и сам город тоже подвергся налету. Им было абсолютно все равно, что огонь велся по жилым кварталам. У морских пехотинцев тогда сложилась тяжелая ситуация. Роты неполные, позиции взводных опорных пунктов растянуты на широком фронте. На взвод в среднем приходился участок обороны в 1,5-2 километра, кроме этого нельзя оставить город, нужно также предусмотреть резервы и рубежи, на которых они будут разворачиваться. И все это при крайнем дефиците сил и времени. Противник, безусловно знал про наши трудности. Да и город был изрядно засорен вражеской агентурой, от которой практически невозможно скрыть передвижения войск и их количество. Вот в таких условиях и проводилась эта операция.
«Если ты слаб – покажи, что ты силен, если ты силен – покажи, что ты слаб, обмани и нанеси удар!»
Мой товарищ разработал план радиоигры, суть которой заключалась в имитации выдвижения на слабые участки передней линии усиленного батальона. Со всей тщательностью были отработаны маршруты, рубежи имитации развертывания подразделений, проинструктирован личный состав, составлен перечень команд и докладов, которые должны звучать в эфире, каждый офицер, сержант, матрос четко знали свои действия. Ночью прогнали колонну, на деле проверив взаимодействие по рубежам, задачам и времени. Быстроходные Хамви уверенно глотали мили, в привычном для них измерении, морские пехотинцы тщательно отрабатывали задачи. В полосе боевого соприкосновения готовились ложные позиции, рубежи и другие сюрпризы.
Последние уточнения произведены, необходимые указания отданы, все готово. Противник увидит, что мы сильны! Рота Шмелей рванула вперед. Из района сосредоточения автомобили шли тремя маршрутами, в ходе выдвижения они постоянно меняли свое положение – сосчитать, сколько и какие автомобили прошли было просто невозможно.
Шмель – Символу: «игрушку выслали, встречайте вовремя!» Кто из десантников не помнит той фразы, именно она и прозвучала в открытом эфире, когда колонна рванула на восток.
– 14-й блок-пост прошли, все по графику;
– 13-й блок-пост прошел, подтвердите встречу;
– 13 А прошел, встречайте гостей;
– 13 Б прошел, прибываю в гости, подтвердите координаты целей для поражения.
События нарастали, и противник это чувствовал, складывалось впечатление, что на них несется Носорог, грозный и мощный, готовый растоптать все на своем пути. И пошло движение! Первая линия противника уже усилена резервами.
Маневренные Хамви мелькая светом, имитируют усиленное движение, из i-box ревут двигатели танков, в эфире доклады о готовности работать по целям противника, готовности к переходу в наступление. Кто-то уверенно разворачивается на рубежах, изготавливаясь к рывку.
Часть сил противник уже снимает с Широкино и перекидывает на угрожаемый участок.
Отлично подготовленными по замыслу и слаженными по исполнению действиями морских пехотинцев, россияне были надолго введены в заблуждение.
Они увидели наличие мощного, высокомобильного, отлично слаженного резерва, готового в короткое время выдвинуться на угрожаемый участок.
Было заблокировано единственно возможное направление обхода Мариуполя.
Сорван, готовившийся удар по линии Сартана – Мариуполь – Бердянск.
Созданы предпосылки для начала нашего освобождения Широкино.
Морские пехотинцы оттолкнулись от прибоя и надежно закрыли израненный город. Так сложилось, что мы не часто видимся, поэтому бывает вдвойне приятно встретиться за чашкой ароматного кофе, обсудить какие-то вопросы, а иногда и просто помолчать…

"ПараграфЪ"

0 комментар.:

Отправить комментарий