05.04.2015

Секс и геополитика в Гагаузии

Недавно благодаря федеральным телеканалам вся страна узнала, что есть в Молдавии такая маленькая автономия, где живет непокорный тюркоязычный православный народ, который не хочет идти вслед за Кишиневом в Румынию и НАТО, а хочет жить в максимально тесном союзе с Россией. Есть ли у гагаузов на это шансы, и чего хочет сама РФ, впервые обратившая столь пристальное внимание на выборы в Гагаузии?
Более 200 лет назад, бежав из Османской империи, гагузы нашли приют в России, позволившей им сохранить и свою веру, и язык, и культуру. После распада СССР, когда Кишинев взял курс на объединение с Румынией, а в Приднестровье вспыхнул конфликт, гагаузы объявили о своей независимости от Молдовы. В 1994 году, проиграв войну с Приднестровьем, Кишинев решил не наступать на грабли и дал гагаузам довольно широкую автономию. Возвращение Кишинева к радикально прозападному курсу в 2013 году  актуализировало пророссийские настроения гагаузов. Почти все они из них видят будущее Молдовы в Таможенном союзе. Поэтому, несмотря на введенное против нее винное и продуктовое эмбарго, гагаузские вина и сельхозпродукцию Россия импортировать продолжает.
22 марта в Гагаузии прошли выборы главы республики, привлекшие беспрецедентное внимание российских политиков и СМИ. На пост башкана претендовало 10 кандидатов и все они выступали с пророссийскими заявлениями. Но после визита в Москву лидера социалистов Молдовы Игоря Додона, который считается наиболее пророссийским политиком РМ, его партия поддержала кандидатуру депутата молдавского парламента Ирины Влах. На церемонию подписания соглашения о сотрудничестве между Московской областью и Гагаузией ее пригласили еще до избрания. В общем, неудивительно, что ее в итоге и выбрали.
Считается, что спонсором избирательной кампании Влах был российский предприниматель молдавского происхождения Юрий Якубов. Фигура этого девелопера и бывшего сотрудника ТНК-ВР интересна не только тем, что в феврале 2014 года он помог гагаузам организовать референдум о внешнеполитической ориентации страны, где 98% проголосовали за "евразийский вектор". Как утверждает портал Enews.md, в лихие 90-е Якубов помогал структурам "ЛУКОЙЛа" выбивать долги за ГСМ из сельхозпроизводителей юга Молдовы, и занимался он этим, якобы, вместе с Сергеем Влахом – братом Ирины Влах.
:: Чего добиваются гагаузы?
Сразу после избрания башканом она заявила: "Мы хотим добиться улучшения отношений с центральным правительством в Кишиневе". Кроме того, подчеркнула она, "мы видим наше будущее в составе Республики Молдавия". Однако перед выборами Влах выступала за федерализацию унитарной Молдовы. Она обвиняла Кишинев и ЕС в игнорировании проблем автономии, заявляя, что положиться в этом плане гагаузы могут только на Москву.
Как считают на Западе, Влах предложит Кишиневу лояльность в обмен на расширение автономии гагаузов до федеративного уровня и финансирования региона. Но денег у Кишинева нет, а на федерализацию молдавские националисты едва ли пойдут, поэтому Гагаузия продолжит играть в Молдове такую же роль, как Донбасс на Украине – роль страховки от вступления РМ в НАТО и от унии с румынами. Напомним, что в прошлом году гагаузы массово выступили против соглашения об Ассоциации Молдовы с ЕС.
Влах "играет с огнем", отмечает Deutshe Welle: "Вокруг ее маленького региона с населением в 160 тысяч человек уже все горит ярким пламенем — война на Украине, замороженный конфликт в Приднестровье, ситуация в Абхазии и Южной Осетии явно продемонстрировали, что Россия будет и дальше укреплять свои властные позиции на северном и восточном побережье Черного моря".
Перед выборами башкана по Молдове прокатились слухи о том, что Россия хочет признать суверенитет Приднестровья, и в Кишиневе заговорили о том, что в этом случае гагаузы тоже захотят полной независимости.  Мало того – они якобы захотят создать "Буджакскую республику", куда планируют включить саму Гагаузию, болгарские села Молдовы, а также села с гагаузско-болгарским населением Одесской области.
В ответ депутаты парламента Молдовы попытались урезать полномочия гагаузской автономии, но в последний момент оставили эту затею. Дело в том, что статус автономии прописан в конституции РМ, а у властей Молдовы, где большая часть населения выступает за сближение с Россией, и где правящее прозападное меньшинство зависит от шаткого союза с коммунистами, нет ресурсов для подавления гагаузов. Поэтому, чтобы те не стали платформой для консолидации пророссийских сил в Молдове, ее президент Николае Тимфоти призывает как можно скорее вступать в НАТО.
:: Чего хочет Россия
Перед выборами в столице Гагузии Комрате и других городах автономии высадился десант российских депутатов и чиновников. Среди первых – актриса Елена Драпеко и экс-чемпион мира по боксу Николай Валуев. Они приехали поддержать Ирину Влах по просьбе Партии социалистов Молдовы. Ранее эта же партия организовала для Влах приемы у спикера Госдумы РФ Сергея Нарышкина и главы Совета федерации РФ Валентины Матвиенко. Поддерживать ее приезжал в Гагаузию певец Олег Газманов. При этом популярные в автономии федеральные каналы РФ представляли Ирину Влах как уже фактически избранного башкана.
Кишиневское издание Newsmaker отмечает, что выступления российских гостей почти не обходились без негативного упоминания сексменьшинств: то ли технологи решили, что в "европейском выборе" Кишинева гагаузов больше всего бесит именно это, то ли просто не нашли аргументов сильнее.
Так, Газманов, поздравляя гагаузских мужчин с 23 февраля, сказал, что рядом с ними красивые женщины, а значит "европейские ценности сюда точно не пройдут".
"Я вам задам только три вопроса, — говорил со сцены Игорь Додон. — Вы за Россию или за Европу? Вы за Валуева или за каких-то сексуальных меньшинств из Европы? Вы за Ирину Влах или непонятно за кого?".
Елена Драпеко клялась гагаузам, что в России "очень твердо и жестко выступают за сохранение традиционных ценностей". "Никаких однополых браков, сколько бы нас ни заставляли. Сколько бы нас из Совета Европы ни тыкали, никаких однополых браков, только традиционная семья!" — уверяла она.
При всей актуальности этих лозунгов для внутрироссийского дискурса, едва ли миссия столь почтенных господ в маленькую гордую республику носила сексуальный характер. Понятно, что интересы у Москвы в Гагаузии – главным образом геополитические.
Как ни странно, единственным российским гостем, кто хоть как-то очертил не сексуальные, а политические цели России в регионе, поддерживая Ирину Влах, оказался Валуев. "Наша дружба, наши многовековые связи и наша общая история никуда не делись. Сегодня от вашего решения зависит будущее целой страны, какой будет страна, чему будут в этой стране учить. Мы в России будем поддерживать тех, кто по-настоящему хочет дружить с нами, торговать и общаться", — заявил боксер-тяжеловес.
Никто из экспертов не сомневается, что интерес России к Гагаузии тесно связан с конфликтом на Украине, чья враждебность наглухо отрезала РФ от поддерживаемого ею Приднестровья. Непризнанная республика, блокированная с 2006 года Киевом и Кишиневом по согласованию с США и ЕС, переживает самый тяжелый кризис за всю свою 22-летнюю историю. После начала войны в Донбассе ее товарообмен с внешним миром драматически сократился. Местным пенсионерам и бюджетникам, почти поголовно имеющим российское гражданство, нечем платить. В полной блокаде – причем не только наземной, но и воздушной – оказался и контингент российских миротворцев в ПМР.
Поскольку убедить Киев мирными средствами снять блокаду с Приднестровья вряд ли возможно, а к военным методам Россия пока не готова, Москва решила надавить на Кишинев через Гагаузию. Тактически у нее это получилось, но стратегически сохранить свое присутствие в регионе РФ по-прежнему может только через Украину.

Виктор Ядуха, "ПараграфЪ"

0 комментар.:

Отправить комментарий